ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. МОСКВА
State Museum of Russian Art (Tretyakov Gallery Museum). 1995

В период общей реконструкции ГТГ художнику были заказаны гобелены для оформления новых интерьеров. В 1995 году Мурадова создает серию из 3 панно «Три века русской культуры», 300 х 200 см каждый: «Парк – XVlll век», «Дворянское гнездо – XlX век», «Окно поэта – XХ век».
РЕЗИДЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
Residence of the President of the Russia in Moscow Kremlin. 1995
(нажмите, чтобы развернуть)
В последние десятилетия Москва меняется на глазах, меняется внешне и внутренне, архитектурный облик города стремительно преображается. Строятся новые, реконструируются старые здания. С чем-то можно не соглашаться. Но мы живем и работаем в данное время и становимся невольными участниками всего процесса. Изменился ритм города, интенсивность жизни, менталитет москвичей. Не смотря на колоссальное влияние Запада во всех направлениях, Москва еще обладает огромными культурными запасами и не похожа ни на один другой город мира. При таком размахе строительства появляется место для приложения творческих сил художников монументально-декоративного искусства. Нам повезло.

Судьба счастливо предоставила прекрасную возможность для самореализации. Выставочная деятельность всегда отвечала творческим потребностям художников , но уже не могла удовлетворить внутреннего потенциала. Видение архитекторов совпало с нашими представлениями о роли художника в создании интерьера.

В 1990-х годах заслуженные художники России Сажин, Фомина, Мурадова были приглашены для участия в проекте реконструкции Резиденции президента Российской Федерации в Здании бывшего Сената Московского Кремля. К этому времени художники уже создали ряд значительных произведений в таких объектах, как Посольство СССР в Париже, мемориал Хошимина во Вьетнаме, Олимпийская Деревня в Москве, Третьяковская Галерея, Музей Маяковского и Музей Художественного Стекла в Москве, Министерство Иностранных Дел на Смоленской площади.

Руководитель Кремлевского проекта, заслуженный архитектор, лауреат Государственных премий Б. В. Палуй создавал-собирал коллектив для предстоящей работы. Мы были утверждены. Работа в Кремле большая честь и ответственностью. Исторический, культурный и политический комплекс такого уровня требовал особого подхода. Время было сложное, нестабильное, создавалось новое государство, любые политические
колебания, финансовые изменения влияли на проект, на сроки строительства. Работа началась стремительно и не легко, и продолжалась 5 лет.

Президентский Дворец, бывшее здание Сената, построенный в 18 веке в стиле классицизма архитектором Матвеем Казаковым, реконструировался для работы Президента и администрации в новых условиях. После комплексного восстановления он обрел новую жизнь, удачно сочетая старое и новое. В рамках проекта были созданы два монументальных гобелена для Зала Совета Безопасности, панно для приемной Президента
и занавес для внутреннего театра.

Гобелен «Сияние Москвы» 50 кв. м для зала Совета Безопасности ткался на знаменитой фабрике гобеленов в городе Обюссон, Франция. Это была уникальная ситуация, когда по моим эскизам работали великие мастера, чего еще никогда не случалось с русскими художниками. Кстати эскизы и картоны хранятся теперь в огромном Музее Мануфактуры рядом с работами Ватто, Буше и Люрса…

Гобелен «Герб» 26 кв. м выполнялся в мастерской в центре Москвы. А сам Герб создавался золотошвейками в Калуге с полученным благословением на это.

Панно «Парк» 30 кв. м для Приемной выполнен в авторской росписи по ткачеству. Занавес для камерного Театра 100 кв. м — в технике аппликаций росписи на шелке, нашитых на бархат.

За работу в Кремле в 1996 году Мурадова была награждена памятной медалью «Участника строительства Резиденции Президента России в Московском Кремле.»
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МОСКВА
Palace of Justice in Moscow. 2004
(нажмите, чтобы развернуть)
Комплекс зданий Верховного Суда РФ расположился в самом центре Москвы, на углу Поварской и Ржевского пр. в окружении старинных улиц и домов. В 2000-х годах началась поэтапная реконструкция, в общей сложности занявшая 10 лет.

Несмотря на то, что вся работа для Верхового Суда длилась годы и годы, поставленные заказчиком сроки были жесткими, обязывали к напряженной работе.

Времени катастрофически не хватало. Особенно на обдумывание, эскизирование, и главное — на поиски темы для произведений, которые должны были обладать определёнными качествами. Отображать Образ Власти, безусловно, вписываться в заданные объёмы и, наконец, украшать строгие до аскетизма интерьеры. К этому времени был уже накоплен богатейший опыт работы, который и пригодился для выполнения этой
сложной задачи.

Оформление сцены Актового Зала (200 кв. м) началось задолго до его окончательного завершения. Надо было художественными средствами выразить идею торжественности, государственности, власти и сохранить элегантность и строгость. Русские традиционные мотивы с геральдическими элементами, соединенные с орнаментом и богатым колоритом, выполнялись с применением золотой вышивки и росписи по бархату и шелку. Для фойе перед Залом Пленумов была создана серия гобеленов с российскими пейзажами и архитектурой (8 шт. 300 х 80 см каждый), объединенных историческими гербами разных времен. Торцовая стена оформлена большой декоративной композицией с применением техники гобелена «Равновесие» (2001, 400 х 500 см). Именно в здании Верховного Суда мне удалось воплотить давние мечты и планы, создать панно на тему непреходящих ценностей русской, московской культуры. Большой Театр, Дом Пашкова, Третьяковская Галерея. Любимые места, не подверженные сиюминутной моде.

Ключевым, можно сказать программным произведением, стала шпалера «Время – последний судья» (30 кв. м) для библиотеки Верховного Суда.

В центре композиции изображена фигура «Мудрость», она опирается на «Книгу- Источник Знаний». Над ней символ России и Власти – Московский Кремль.

Сама тема давала большой простор для фантазии. Книги, литература и история, культура, пейзаж и архитектура — все, с чем мы живем постоянно, в той или иной степени отразилось в гобелене. Выполнен он в технике ручного классического ткачества московскими мастерами. Зал библиотеки удивительно светлый. Высокий стеклянный потолок, нарядные и легкие хрустальные люстры Сажина и Фоминой. Роспись в технике
гризайль по всему периметру зала тоже была поручена мне (60 кв. м). Хотелось придать всему залу еще большую воздушность и торжественность. В нем использована атрибутика науки, правосудия и образования.

Всего для ВСРФ было создано около 20 текстильных произведений в разнообразных техниках. Наиболее интересно большое панно в авторской технике «Москва – столица культурных событий» (20 кв. м).

В основу всего проекта оформления интерьеров Верховного Суда был заложен принцип нового синтеза все видов декоративно-прикладного искусства.
Гобелен «Время» для Библиотеки
Гобелен «Время» для Библиотеки (фрагмент)
Гобелен «Время» для Библиотеки (фрагмент)
Гобелен «Равновесие» | tapestry "Equilibrium"
Интерьер
«Москва – столица Культурных Событий»
"Moscow is Capital of Cultural Events"
«Москва. Кремль» | tapestry "Moscow. Kremilin"
Оформление сцены Зала Заcеданий
Роспись потолка в Библиотеке ВСРФ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРИЕННАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ. ЛОДЗЬ. ПОЛЬША
International Triennials of Tapestry. Lodz. Poland. 1996 – 2019


Я родилась в городе Лодзь в Польше сразу после войны в 1946 году. Совсем рядом с Центральным Музеем Текстиля, на улице Жвирки. Ничего не помню, так как уехала в Москву ребенком. И впервые увидела этот, когда-то процветавший, с остатками былой архитектурной роскоши, город, приехав туда в год своего пятидесятилетия для участия в престижном Международном Триеннале Художественного Текстиля в 1996 г.
Показала по этому случаю большую (270 х 270 см) и сложную работу «В ОСТАТКАХ СНА РОЖДАЛАСЬ ЯВЬ…» / из Пастернака / с применением росписи, шитья, классического ткачества и много другого. Она не осталось незамеченной и судьба ее сложилась счастливо. После многих путешествий, показов и публикаций
панно нашло свое место в постоянной экспозиции Музея "ARTS & DESIGN" в Нью-Йорке. Позже я стала постоянным консультантом с Российской стороны и оставалась им 20 лет. В 2013 году написала статью о своих впечатлениях по поводу Лодзинского большого текстильного смотра, которая была опубликована в журнале «Декоративное искусство» №5 (416).
,,В остатках сна рождалась явь…,, /из Пастернака/ 1994
10 Триеннале в 2001 году «Можно жить и в придуманном мире» 1999. 250 х 350
12 Триеннале в 2007 году «Книга не умрет. Роман будет прочитан…» 2004. 300 х 300
13 Триеннале в 2010 году «Глициния. Восточный мотив. Пять лун» стекло 2009. 250 х 250
15 Триеннале в 2016 году «Непрочный памятник мгновенью» 2014. 400 х 270
ВЫСТАВКА В АТРИУМЕ ТЕАТРА «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»‎
Exhibition at the Theatre "School of Dramatic Art". 2011
«СВЕТ И ЦВЕТ». Российская Академия Художеств
"Light & Color". Russian Academy of Fine Arts. Moscow. 2012
«Блеск стекла и мягкость ткани». Музей Декоративного Искусства. Москва
"Brilliance of Glass & Textile Softness". Decorative & Applied Art Museum. Moscow. 2014
«Огни новостроек», 1990
«Ужас и восторг Великого Города», 2011
«Фантазия», 2015
«ЗРЕЛИЩА И ЗВУКИ...» МУЗЕЙ – УСАДЬБА МУРЬАВЬЕВЫХ–АПОСТОЛОВ. МОСКВА
"Performances & Phrases..." Museum – Estate of Muraviovs–Apostols. Moscow. 2016
(нажмите, чтобы развернуть)
Довольно видено. Видения являлись во всех обличьях.
Довольно слышано. Гул городов по вечерам, под солнцем, -
вечно.
Довольно познано. Все остановки жизни. – О, зрелища и
звуки!
Теперь отъезд к иным шумам и ощущеньям!
Артюр Рембо. 1872


Выставка, представленная вашему вниманию, — короткая остановка на долгом жизненном и творческом пути. Это впечатления и раздумья художников, выраженные в декоративных формах двух очень разных материалов.

Стекло и текстиль, обладающие абсолютно противоположными свойствами, в тоже время прекрасно уживаются везде. Хрустальная люстра и тяжелая портьера, цветная ваза с цветами на фоне гобелена, платок и серьга, кольцо и вышитая перчатка…и так далее, и так далее. И в выставочном пространстве контраст плотного и прозрачного, мягкого и хрупкого, матового и блестящего дают возможность лучше рассмотреть и отметить особенности каждого. Полюбоваться разнообразием окружающего мира. Поймав взгляд художника, поменять свой угол зрения и увидеть прекрасное в простом.

Предыдущие удачные экспозиции в театре Васильева, в Академии Художеств, в Музее Декоративного искусства убедили авторов в том, что выбранное направление вызывает живой отклик у зрителей, а диалог с ними зажигает новую созидательную искру.

Сажин и Мурадова — Народные художники РФ, член-корреспонденты Российской Академии Художеств, много работали в крупных общественных интерьерах. Годы и годы ушли на оформление Резиденции Президента РФ в Московском Кремле, Государственной Третьяковской Галереи, двух зданий Верховного Суда России на Поварской и многих других. Классические тканные гобелены и роскошные светильники, росписи и скульптурные композиции из оптического стекла. Фонтаны и театральные занавеси, всевозможные техники, виды и вариации декоративизма, которыми авторы в полной мере владеют, были использованы для решения больших художественных задач.

Некоторые произведения исполнялись на знаменитых фабриках Австрии и Франции, некоторые материалы и инструменты привозилась из Норвегии, Америки, Финляндии…. Но в основном все рождалось в мастерских, в ручном авторском исполнении в тишине Арбатских переулков в самом центре Москвы.

Мурадова Н.В.
Мурадова Наталья, скульптор Леонид Баранов
ТРИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ГОБЕЛЕНА В «ЦАРИЦЫНО»
Triennials of Contemporary Tapestry in State Museum "Tsaritsyno". 2018
(нажмите, чтобы развернуть)
Принимала участие совместной работой с Сажиным Т.П. /стекло/
«Библейский мотив» 2009 год. 130 х 50 см
Классическое ткачество и моллированное стекло.
Впервые эта работа была показана на выставке Каллиграфии в рамках Фестиваля «Сакура» в Сокольниках
Вторая Международная Триеннале современного гобелена в Москве в Музее Царицыно в 2014 году. Каталог.
Принимала участие работой «Воспоминания и мечты» 2014 год 90 х 110см. печать на холсте, имитация ткачества. Была отмечена премией в области инноваций.
Третья Международная Триеннале современного гобелена в Москве в Музее Царицыно в 2018 году. «Вердюра» Каталог. Специально для выставки создала гобелен «Свидание» 2017 год 200 х 45см. В экспозицию вошли еще 4 колонны.
«Плоскость. Пространство. Геометрия». Всероссийский Музей
Декоративного Искусства. Галерея «Восток – Запад»
"Flatness. Space. Geometry". "East meets West" Gallery. All Russian Museum of Decorative Art. 2019
«Монументальное искусство в архитектуре». Музей «Путевой Дворец Василия III»
"Monumental Art in Architecture". Museum "Putevoy Palace of Vasiliy III". 2018
Выставка Отделения Декоративного Искусства в РАХ
Exhibition of Decorative Art Section of Russian Academy of Fine Art. Moscow. 2018
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «НИТИ» В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Solo Exhibition "Threads" in Russian Academy of Fine Arts. 2018
(нажмите, чтобы развернуть)
ВЫСТАВКА простые и вечные НИТИ тонкие и неразрывные
Лоскуты разорванного времени, и живописные заплаты чувств.

Новое искусство текстиля, как форма присутствия в современном эстетическом пространстве.
Ткань, как повод для создания смелых композиций и сложных вибрирующих поверхностей.
Гобелен, фотография, росписи по шелку.
Гибкие барельефы и акварели, как средства создания художественного образа.

Белый лист — это не пустое пространство, это поле битвы за право быть, чувствовать и жить.
Увлекательный и бесконечный РОМАН, платонический, интеллектуальный и даже чувственный.
ПОГОНЯ. Предмет погони не обещает обладания, но упоительное переживание первого
прикосновения, в искусстве можно переживать много, много раз……без конца….
ПОИСК места равновесия, утешения и спасения от окружающего бездушия.
Форма существования в вибрациях цвета и света. «Способ молиться»,
Такое состояние ума, независимо от перспективы
СОПРОТИВЛЕНИЕ духовному уничтожению
СПОСОБ попытки обретения чувства целого
Молчаливое ОТСТАИВАНИЕ эстетического пространства
ВСТРЕЧА с собой в зеркале картины.
Вечное ПРЕПЯТСТВИЕ к исполнению желаний

Сотворение из ничего, в постоянных исканиях, упорных трудах и тревогах, еще одного, непредусмотренного природой органа, дающего выход в мир, к людям, общение и связь.
Что предложить им….чем удивить, увлечь….чем утешить….
Кисть, карандаш
Обыкновенна палка с хвостиком щетины на конце, способная менять взгляд на вещи, мысли о реальности, указующая на красоту и безобразие, – инструмент сохранения мимолетностей в их постоянной изменчивости и неустойчивости.
Жизнь не осуществляется одним-единственным способом.
Перепутались понятия верха и низа, прекрасного и уродливого, небесного и земного, но выбор каждого в отдельности остается все-таки за ним.
Какое пространство предпочесть…….
ВЫСТАВКА – преодоление внутреннего хаоса.
ЭХО, отразившиеся от жизни, откликнется может быть приливом новых сил, даст временное чувство некой завершенности……

Н. Мурадова, 2018
«МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ». МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА. ГАЛЕРЕЯ «ВОСТОК – ЗАПАД»
"Between Heaven and Earth". Museum of Decorative Art. "East – West" Gallery. 2019

ДАР НЕБЕС–ВОДА. Волшебные струи дождя, оживляющие все вокруг. Утренняя роса, жемчугом рассыпанная по траве. Прозрачность чистейших источников, утоляющих жажду души и тела. Зеркало лесной заводи, гладь затихшего озера, отражающие небосвод, усыпанный звездами. Очищающие и просветляющие мир священные воды Иордана. Везде и всегда нас окружает водная стихия. Вечное живое сияние. В суете кинематографически пролетающей жизни, мы редко задумываемся о космическом размере великого океана, не отдаем себе отчета в том, какое огромное влияние он оказывает на нас. Изредка удается только полюбоваться его бесподобными, вибрирующими красками, почувствовать энергию волн, вдохнуть свежий ветер, пропитанный солеными брызгами. А жизнь протекает незаметно, утекает стремительно. Полноводная, неповторимая и бесконечная река времени. Река жизни. В молодости она предстает в виде фонтана, играющего с искрящейся водой, а теперь это больше похоже на бурный водопад, тоже красиво… и несется он с огромной скоростью, в таинственную, неразличимую в тумане брызг глубину.

Мурадова Н.
2019
«ЛЕПЕСТКИ»

В 2016 Мурадовой была написана книга «Лепестки» выпущенная издательством СЛОВО к юбилею художника и иллюстрирована произведениями разных жанров – от эскизов, акварелей и росписей до больших тканых, шитых и вышитых полотен, также дополнена авторскими фотографиями. Издание прекрасно оформлено известным книжным дизайнером Константином Журавлевым.
«МАСТЕРСТВО И ИМПРОВИЗАЦИИ НАТАЛЬИ МУРАДОВОЙ»
Елена Романова, советник Отделения искусствознания и художественной критики Российской Академии художеств, академик РАХ
(нажмите, чтобы развернуть)
Кто не пытается выпить море,

в конце жизни может умереть от жажды.


Белый лист – это не пустое пространство,

это поле битвы за право быть, чувствовать и жить.

Цит. по: Мурадова Н. «Лепестки» (2016)


В 1994 году, в самый разгар постперестроечного хаоса, в процессе реконструкции Государственной Третьяковской Галереи художнику Н.В. Мурадовой были заказаны гобелены специально для только что созданного Инженерного корпуса. Гобелены предполагалось разместить на трех уровнях, поэтому объединяющая их идея родилась сразу – «Три века русской культуры». Так, на первом этаже появился гобелен «Парк. ХVIII век», на втором – «Дворянское гнездо. ХIХ век» и на третьем – «Окно поэта. ХХ век». Эти работы и сегодня, четверть века спустя, смотрятся свежо и современно, они принадлежат интерьеру и завершают его. Проходя мимо, можно и не заметить оформление окружающего пространства, и это свидетельствует о том, что гобелены живут с ним единой жизнью.

Вообще, текстильный дизайн – сфера знакомая и неизвестная одновременно. Знакомая для художников, кто им занимается, для искусствоведов, которые исследуют этот вид искусства. Подавляющее большинство из нас на ткани нечасто обращает пристальное внимание, их воспринимают как данность, как то, что окружает человека в присутственных местах, общественных пространствах, в быту. Да и не так много художников, чьи работы в области художественного текстиля поднимаются до уровня изобразительного искусства. Наталья Мурадова – одна из них.

Народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Н.В. Мурадова принадлежит к послевоенному поколению. Она начинала свою профессиональную деятельность в 1960-х годах с рисунков для платков и текстильной промышленности, которые распространялись по всему Советскому Союзу. Со временем художник занялась, и весьма успешно, театральными занавесами для сценических площадок в разных городах страны, гобеленами.

Безусловно, главным проектом явилось участие в реконструкции Резиденции президента России в Московском Кремле (1995). Тогда огромный 50-метровый гобелен «Сияние Москвы» выполнялся на легендарной мануфактуре в Обюссоне (Франция), и Мурадова до сих пор является единственным российским художником, которому довелось поработать с уникальными специалистами, унаследовавшими многовековую традицию ткачества. Потом последовало длительное участие в реконструкции Верховного суда РФ в Москве (1999–2008), для которого были созданы 20 декоративных произведений, затем Министерства иностранных дел РФ и т.д. Параллельно шла активная работа в области ручной росписи по шелку, эксперименты с объемно-пространственными композициями, которые со временем становились все более монументальными, учитывая опыт интерьерных работ.

Палитра техник и материалов расширялась, началась игра с ассамбляжем и текстильными арт-объектами. Появились неожиданные сочетания ткачества со стеклом и фольгой, вышивки с фотографией и акварелью, печатью на холсте, в работы включались и реальные предметы, смысл присутствия которых в произведении порой понятен лишь автору…

Свободное, ищущее пространства творчество Натальи Мурадовой продолжает активно развиваться и сегодня, о чем свидетельствуют все новые работы, рождающиеся по вдохновению мастера и по законам невероятного трудолюбия, свойственного ей. Недавняя монографическая выставка в Российской академии художеств включала 85 работ, примерно половина (!) из них была создана за последний год – специально для этого проекта, что придало экспозиции цельность, объединив работы разных лет.

Это очень много даже для художника, который характеризует свое творчество следующим образом: «Увлекательный и бесконечный роман, платонический, интеллектуальный и даже чувственный» [1] . В основе ее творчества лежит синтез и эксперимент с фактурой, цветом и объемом. И синтез не только в области техник, но и смыслов. Художник азартно, с упоением решает одновременно и пластические, и содержательные задачи.

У Мурадовой легко соединяются эпохи и культурные символы человеческой цивилизации, прослеживается неразрывная связь времен. Античность, Ренессанс, Барокко, классицизм и, конечно, современность – это та среда, в которой живет и развивается автор. Ему одинаково близки и строгие античные архитектурные формы, и живопись Возрождения, и современное искусство. Каждое произведение Мурадовой – это самостоятельная история, иногда очень личная. Наталья Владимировна – глубокий и разносторонний человек, любящий художественную литературу и поэзию, сама хорошо владеющая пером, тонко понимающая музыку. Поэтому ее работы наполнены личной философией. Каждое панно – своего рода манифест отношения художника к окружающей жизни как к бесконечному пути, открывающему все новые и новые смыслы, грани, ракурсы и сегодняшнего бытия, и давно ушедшего, одним словом, всего прекрасного, что было и есть в истории человечества, в истории искусства и культуры.

Основа искусства Натальи Мурадовой – синтез. При этом не только пластический, фактурный, технологический, что составляет видимую сторону ее творчества. Это и синтез разных видов изобразительного искусства: декоративного, живописного, фотографии, коллажа, текстильной скульптуры, а также художественного слова, по отношению к которому автор испытывает благоговение. Это и синтез жанров – художник создает натюрморты, пейзажи, абстрактные работы, портреты, которые вплетены один в другой. В ее работах прекрасно уживаются, по-дружески соседствуют Боттичелли и вологодские кружева, японские свитки и акварели в собственном исполнении, древнерусская и античная архитектура, авторская фотография и мировая поэзия…

Художник утверждает, что к синтезу в том масштабе, который присутствует в ее творчестве, она сознательно никогда не стремилась: «Это все началось в перестройку, когда возникли проблемы с материалами. Бумажки, папье-маше, мешок какой-то... в принципе, все равно, что… если ты видишь перед собой образ, то есть знаешь, что ты хочешь получить, то средства достижения могут быть очень разными. Не было тканей, бумаги и не было денег для их приобретения, это коснулось всех, как Вы помните…» [2] . Тогда-то и начались включения в работы фрагментов и деталей, отличных от природы текстиля, – керамических, стеклянных и даже металла … Тогда «постепенно появляется многослойность, вибрирующая поверхность, многократно прошитая вручную для придания ей некоторой жесткости» [3] . Первая такая работа – настенное панно «В остатках сна рождалась явь» (1994, 3 х 3 м) – участвовала в Лодзинском Триеннале и нашла свое постоянное место в музее Arts&Design в Нью-Йорке. В похожей технике выполнены работы «Можно жить и в придуманном мире» (2000) и «Роман будет прочитан» (2004).

Со временем сюда фрагментарно стали включаться куски собственных произведений, созданных ранее, которые, как связующие нити между творениями разных периодов жизни, могли даже стать центральной темой нового произведения, но чаще всего служили средством насыщения нового замысла. Яркий пример – оформление интерьера в Верховном Суде РФ – панно «Москва – столица культурных событий» (4 х 5 м). Художник объясняет: «Когда делались, например, сквозные большие, в основном заказные, работы, иногда просто не хватало времени, и использование фрагмента являлось вынужденной мерой, то есть разрезались готовые панно и их части вводились в новое произведение, неожиданно обогащая его. Придавая "сырой" еще поверхности больший вес и качество… да, порой было жаль уничтоженного, но из этого родились новые хорошие вещи…тоже мои…что ж теперь горевать, можно и повторить при желании».

Интересно, как работает Наталья Мурадова. Чаще всего – без эскиза. Уже имея художественный замысел, она не представляет себе окончательного формата работы. В своих интервью повторяет, что ее «вещи растут». С одной стороны, это обусловлено размерами мастерской, которая для такого мастера маловата. С другой, это определенная философия, созвучная, к примеру, Павлу Филонову, который считал, что организм картины должен расти, как растет все живое в природе [4] . В настоящее время сама Мурадова так характеризует эту сторону своего творческого процесса: «Мои произведения всегда произрастают, свободно, не имея четких рамок, как цветок, как дерево – растут и растут, куда захотят. Все вещи, которые я сейчас делаю, возможно, будут меняться, по собственной прихоти, хоть ввысь, хоть вширь. Они подразумевают это».

Обычно Наталья Владимировна работает от частного к общему. Начинает с точки, которая разлетается под действием центробежных сил, на что влияет и настроение каждого дня, и впечатления от встреч…, «а дальше произведение прирастает. Понимаете, лето наступает, потом зима… Так рождались все большие вещи…».

Когда же автор считает работу завершенной? Прежде всего, «заканчивается» в мастерской стена, на которой идет процесс, размер стены – как физический ограничитель роста. Произведение создается примерно в течение года, и его форма планомерно меняется в соответствии с вышеназванными влияниями. Главное – сохранить первоначальный замысел. Мурадова с улыбкой говорит о том, что Пастернак объяснил ей, что происходит (см. «Раскат импровизаций»): «Когда художник пишет природу, то одной его воли недостаточно, в процессе участвуют трое: пейзаж, сам холст с краской и художник. Вместе они танцуют этот танец творчества и в равной мере влияют друг на друга». Когда возникают сложности с тем, чтобы достать нужную бумагу, когда под рукой оказывается не то, что нужно для создания акварели и т.п., «тогда я приспосабливаюсь, – говорит художник, – но у меня выходит то, что выходит именно на этой бумаге. Я всегда работаю, но работа идет в другую сторону, не так, как хотелось бы. То есть замысел остается, но то, что я вижу на бумаге, меня ведет туда, куда ведет, иногда давая неожиданный результат».

Аналогичным образом родились произведения, похожие на лепной барельеф. Мастер вспоминает, как сделала первую в этом направлении неудачную попытку в начале 1980-х. На палочку собрала расписной шелк, изображающий любимую сирень. На фоне зеленых кущ на ткани должна была выделяться эта палочка… Работа предназначалась для выставки. «Но, когда сдавались работы на худсовет, – рассказывает Мурадова, – палочку куда-то положили отдельно, размотали… и все, ничего не получилось. Сирень вся помялась, выглядела смешно и нелепо. Но этот провал подтолкнул к поискам формы, которая помогла бы донести объем в произведении до зрителя в том виде, в каком оно было задумано». Так, не ставя изначально цель добиться объема в произведении, в результате она стала создавать объемные вещи со сложной поверхностью – и монументальные панно, и текстильные арт-объекты: бабочки, клетки для птиц, книги, аквариумы…

Познакомившись в середине 1980-х с традиционным американским квилтом, а главное с крейзи-квилт, со многими художниками, работающими в этой технике, увидев творения, авторы которых проявляли безудержную фантазию, выходили за рамки привычного, отказывались от шаблонов, Мурадова поняла, что это то, что она искала. Переосмыслив интересную технику, она превратила упорядоченное текстильное панно в неожиданное произведение искусства, полное изящества и дерзости. Параллельно художник замахнулась и на разрушение привычной формы – квадрата и прямоугольника, благо ткань позволяла это легко сделать. Стали рождаться произведения неправильной, неопределенной формы, что значительно расширило границы художественного замысла: «Я не хочу ограничивать свои работы правильной формой, часто им там тесно», – утверждает мастер. Так творчеством Натальи Мурадовой овладели импровизация и созидательная энергия, которые нисколько не уменьшились за прошедшие годы, а, напротив, расцвели в полную силу.

Все это в полной мере можно было увидеть на масштабной выставке в девяти залах Российской академии художеств в феврале 2018 года. К сожалению, в современной архитектуре почти нет места для декоративного искусства, и уникальные монументальные работы по текстилю могут рассчитывать только на то, чтобы быть представленными в музейном или выставочном пространстве. Сегодня архитектура в принципе отрицает какое-либо дополнение, насыщение. Человек часто даже ищет пустого пространства для отдыха своей души, не справляясь с перенасыщением информацией и визуальными образами. При этом на выставках Мурадовой всегда много зрителей, и показ в Академии это подтвердил. Здесь были и любители искусства, и профессионалы неподдельный интерес проявили студенты художественных ВУЗов и училищ. Значит, при всем «перегрузе» людей тянет к красоте, гармонии, привлекает необычность видения художника, неожиданное решение известных тем. Когда мы обсуждали эти факты, требующие анализа и размышлений, Наталья Владимировна заметила: «На кого и как повлияла выставка? Не знаю. Может быть, кто-то решился работать, получив свежие идеи… а может, просто улучшилось настроение, ведь так тоже бывает…»

Своеобразной доминантой выставки стал автопортрет художника (2017), который прозвучал как манифест ее творчества. Рассматривая текстиль как средство выражения своих чувств – как «свой голос», – Наталья Мурадова поставила перед собой цель сделать интересную экспозицию для конкретных залов и стала решать сложнейшую задачу: как средствами декоративных техник заявить о своей приверженности искусству. Ее автопортрет как раз и демонстрирует совершенно новые возможности привычных материалов. «Многие говорят: ткань – это быт. А приподнять ее над бытом – это уже мастерство», – уверена художник и создает свой монументальный автопортрет, дополняя роспись и шитье собственной фотографией и начертанными на шелке стихотворными строчками Владислава Ходасевича. Здесь просматриваются личные пристрастия, интересы и увлечения, виртуозное соединение несоединимого, накрепко связующее ее многогранное творчество.

В принципе, любая вещь Мурадовой, представленная на выставке, несет в себе отзвуки ее автопортрета, ее биографии и излюбленных приёмов. Вот работа «Жизель» (2017). Здесь перед нами балерина в роли Жизели. И сразу рождаются реминисценции балетов Большого театра, в акварели ощущается поэзия движения, то есть возникает отдельный смысловой момент, изначально вдохновленный лишь небольшим красивым кусочком ткани – именно так зарождалась эта работа. Что было дальше, рассказывает художник: «Потом вдруг попадается на глаза квадрат однотонной ткани – думаешь, ну это скучно… И хочется попробовать как-то обогатить этот квадрат, использовать папье-маше, например… Вот так начинает развиваться произведение, постепенно, "наращиваясь" по смыслу и размеру… Здесь обязательно присутствует элемент игры, фантазии, эксперимента… И вдруг видишь: "Соединилось! Интересно…" Если что-то не понравилось, вырезаешь, убираешь, сморишь – вроде бы и так неплохо… добавить – убрать, смягчить – подчеркнуть…». Такова лаборатория художника, который мыслит одновременно в понятиях декоративного искусства, акварельной живописи, музыки, поэтики художественного слова...

В ее работах часто присутствует тема путешествия, которое Мурадова рассматривает с философской точки зрения: жизнь – как большая дорога и увлекательная игра. Она не приверженец перечислений мест, в которых бывает, хотя по миру ездит много, при этом отзвуки искусства древней Греции в ее произведениях – один из любимых мотивов. Без устали восхищаясь этой культурой, художник наполняет работы античными мотивами. Здесь и каннелюры, то в рисунке, то в складках ткани, и капители, и кариатиды, несущие на головах морскую волну… Колонны, которые в античной Греции «были одной из наиболее архаичных форм воплощения божества, средством фиксации его присутствия в мире» [5] , созданные художником в XXI веке из текстиля, – как дань архитектуре, важнейшему из искусств, – отражают скрытую потребность быть окруженным подобной архитектурой. Но эти хрупкие колонны играют не только эстетическую, но и функциональную роль – создают контраст для произведения, расположенного рядом, замыкают его как своеобразная рама.

Интересно отношение автора к своим работам, в котором слышатся нотки художника-режиссера, художника-постановщика. Во-первых, Наталья Владимировна считает, что практически все ее произведения можно собрать в некую единую композицию. Во-вторых, она готова продолжить трансформацию любого из них. Она не боится мечтать, что текстильное панно может быть постелено на пол, на стол, перекинуто, им можно обить стены, мебель и т.п. Второе вытекает из первого, уровень синтеза столь высок в ее работах, что вариации здесь бесконечны. На фоне любой из них можно повесить акварель, а можно, наоборот, окружить живопись текстильной рамой…

«Игра» в работах Мурадовой началась не вчера. В работе «Сокровища былых времен» (1998) автор тоже играет, только по-другому, создавая предметы материальной культуры в нехарактерном для них материале. Зеркало, фарфоровая чашка, цветы… здесь выглядят как попытка создания новой реальности. Более того, на лицевой стороне картины стоит подпись художника. В декоративном искусстве так не принято делать, но мастер решила зафиксировать этот натюрморт как живописное произведение. И это производит впечатление. При этом она не оставила свою подпись на многих более значительных вещах, в частности на монументальных гобеленах в Третьяковской галерее и в Кремле. Хочется надеяться, что это недоразумение будет исправлено в самое ближайшее время.

«У меня была выставка, – рассказывает мастер, – на которой одна работа была накинута на каркас в центре зала: в Музее декоративного искусства нельзя было использовать деревянные панели стен. Тогда дизайнеры соорудили из подручных материалов конструкцию – соединили парочку столов, на них поставили стул и все это сооружение задрапировали готовым панно. Было очень интересно, так как с разных сторон оно смотрелось по-разному. Точно так же как платок, который можно натянуть на раму и представить в виде панно. Там тоже есть и композиция, и цвет, и даже сюжет, задумка. При этом надо учитывать, хорош ли он будет в костюме и украсит ли человека. По большому счету, любое художественное произведение работает в разных направлениях».

Отличительное свойство темперамента Мурадовой – никогда не останавливаться на достигнутом. Идти вперед в поисках нового. При этом свои творческие находки и успехи она не оставляет позади, рано или поздно к ним возвращается, развивает, перепроверяет. На каждой из ее выставок внимание зрителей привлекает необычное произведение – имитация гобелена, в котором нити заменяют тонкие картонные полоски с рисунком, напечатанном на холсте по эскизу автора. Удивительна сама по себе мысль художника, что картон, являющийся промежуточной стадией между волокнами и бумагой, можно представить в виде гобелена! И принцип гобелена в работе был соблюден, и результат оказался необычен, поэтому работа получила премию на II Российской Триеннале современного гобелена в номинации «Новаторские образы, материалы, технологии». «Эта работа только дает новые идеи, – считает художник, – а дальше все нужно развивать. Художник ведь никогда не отдыхает».

В случае с Натальей Мурадовой это не преувеличение. Сегодня, когда порой произведения современного искусства создаются в течение очень короткого времени, кому-то может показаться невероятным целый год труда над единственным творением. Но такова художественная природа творчества этого мастера, которое требует полной, без остатка отдачи и сил, и времени, и изобретательности, фантазии и эмоций. Тогда рождаются удивительные произведения, пожалуй, не имеющие аналогов в мировом искусстве.


Елена Романова
Советник Отделения искусствознания и художественной критики Российской Академии художеств, академик РАХ



[1] Мурадова Н. Лепестки. М.: Слово, 2016. С. 155.


[2] Здесь и далее цитируются фрагменты многих бесед автора с художником разных лет.


[3] Мурадова Н. Лепестки. С. 155.


[4] Выставка «Павел Филонов» // URL: http://www.artmus.ru/exhibitions/id-204.html (дата обращения: 20.07.2018)


[5] Смолярова Т.И. Париж 1928. Ода возвращается в театр. М., 1999. С. 30.

«ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТИХИИ 2020». ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»‎
Exhibition "Textile Elements 2020" at the Theatre "School of Dramatic Art". 2020
На открытии выставки Н. Мурадовой была вручена Золотая медаль Российской Академии Художеств.
«ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТИХИИ» НАТАЛЬИ МУРАДОВОЙ, ИЛИ СРЕЗ ВРЕМЕНИ ЭПОХИ ПАНДЕМИИ
Елена Романова, советник Отделения искусствознания и художественной критики Российской Академии художеств, академик РАХ
(нажмите, чтобы развернуть)
Первые недели осени 2020 года оказались лишь небольшим перерывом в череде самоизоляций и карантинов, введенных разрушительной пандемией коронавируса. В это время счастливым образом успела состояться московская выставка художника по текстилю, Народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Натальи Мурадовой. Это событие подарило особую краску палитре времени 2020 года, который стал переломным в жизни каждого жителя Земли, в том числе и художника.

Значительную часть выставки Н.В. Мурадовой составили работы, которые были созданы во время карантина, что ознаменовало совершенно новый этап в творческом процессе мастера. Впервые работы создавались дома, а не в мастерской, что, конечно, особенно в начале, вызывало у мастера недоверие. Как ранее, в привычной жизни, мастерская для художника становилась домом, так ныне дом превратился в мастерскую. Со всеми вытекающими последствиями – горами тканей, ниток, красок, кистей… отсутствием мольберта, свободной стены, да и вообще свободного пространства, которое позволяет отойти на несколько шагов от созданного произведения и оценить его. Тем не менее, все недели и месяцы вынужденного нахождения «в затворе», работа шла весьма активно, вылившись в естественное для любого художника желание поделиться своими размышлениями со зрителем.

Выставка Натальи Мурадовой «Текстильные стихии» прошла в необычном пространстве – в фойе и атриуме под прозрачным сводом театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. Проникающее через окна, естественное освещение наполняло светом и воздухом экспонируемые на стенах произведения искусства, создавая в разное время суток и при разных погодных условиях игру света и тени, высвечивая или приглушая краски работ, по-новому раскрывая их многоплановость. Здесь природа и искусство словно объединили свои силы, для того чтобы раскрыть живую, органичную природу искусства Мурадовой.


Название выставки «Текстильные стихии» наилучшим образом выявляет поэтику и сущность творчества художника, которое уже сегодня воспринимается как легендарное, не имеющее аналогов. Понятие «стихия» в равной степени относится как к технике создания работ Мурадовой, так и к их наполнению. Наталья Владимировна начинала как художник по ткани, расписывала шелк, большие театральные занавесы, ткала гобелены, однако со временем перешла к созданию текстильных панно, положив в основу своего творческого метода синтез «всего со всем» – разных материалов, техник и технологий, видов и жанров искусства. Тем не менее, текстилю здесь по-прежнему отведена главная роль, и он искусно объединяет все, что делает художник в разных видах искусства – графике, живописи, фотографии, росписи по ткани, текстильному дизайну.

Стихия царит и в приемах создания произведений Натальи Мурадовой. Художник не делает эскизов, имея перед своим внутренним взором лишь умозрительный образ-идею будущей картины. Начало работы – это начало импровизации не только в отношении создания образа, но и в отношении чисто технических характеристик будущего произведения, касающихся, например, его размера и формы. Мурадова любит повторять, что чаще всего размер ее работы определяется размером стены в ее мастерской. При этом форму всегда определяет фантазия автора, которая уверенно разрушила привычную форму картины и непредсказуема до самого последнего момента, порой кардинально изменяя очертания уже, казалось бы, сложившегося панно. Глядя на эти асимметричные произведения, понимаешь, что их конфигурация в определенной степени явилась неожиданность и для самого мастера. Внезапно остановившись в своей работе, художник принял правила игры, предложенные стихией его фантазии, открыл для себя что-то новое и сохранил и передал это чувство новизны зрителю.


Стихия, импровизация, фантазия, воображение – для Натальи Мурадовой это не просто слова, которые способны описать ее произведения. Для нее это имена собственные, которые выступают непосредственно героями ее работ. «Фантазии» (2014), «Видение» (2018), «Призрачные сны» (2017)… И они же выступают движущей силой ее творчества, которое отличается невероятной искренностью.

М.И. Цветаева ставила знак равенства между искусством и природой, определяя произведение искусства как произведение природы, «такое же рожденное, а не сотворенное». В случае с искусством Мурадовой это очевидно. В ее случае первый импульс всегда – искреннее, эмоциональное впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного, прочувствованного. Вслед за этим за дело принимаются стихии фантазии, импровизации, воображения, то есть силы исключительно природного свойства, действие которых направлено на создание новых форм художественной выразительности и, как результат, образности будущего произведения. Причем действие этих сил сохраняется на протяжении всего процесса работы художника, который иногда может длиться год и более.

Одним из самых сильных жизненных впечатлений Натальи Мурадовой, которое оказало огромное влияние на ее творчество, стало погружение в природу и культуру Японии. В силу жизненных обстоятельств вот уже более 20 лет художник проводит в этой далекой восточной стране значительную часть жизни, насыщаясь японской «культурой взгляда как ритуального созерцания» (Е. Войтишек), что реализуется в потребности преклонения перед «преходящей красотой каждого момента бытия». Впечатления, накопленные за эти годы, оказываются настолько глубокими, что служат источником вдохновения для создания все новых художественных произведений. Один из недавних циклов – посвящение природным стихиям: «Стихии. Водопад», «Стихии. Вулкан», «Стихии. Ветер» и – как итог – «Стихии. Япония» (все – 2019). Эти работы исполнены акрилом на холсте, в них присутствуют движение и воздух, волнующая и тревожная неустойчивость одновременно со страстной энергией стихии… В них ощущается и притягательность непонятного, страшного, пугающего природного явления (как цунами или извержение вулкана), и в то же время осознание опасности, которую оно несет для человека. Стихия природная рождает стихию эмоций, воплощаемых в произведении искусства.

«Я люблю случайность, необузданную, но организованную в новую реальность предметного мира с помощью тканей, нитей, красок, бумаги… схватывая мгновение в состоянии природы, нанизываю впечатления, следуя за мыслью, настроением и материалом…», – так говорит мастер о своей работе.

Весной 2020 года темы текстильных панно Натальи Мурадовой изменились, представив на выставке зрителю всю гамму размышлений и переживаний художника, оставшегося буквально взаперти в своей квартире на неопределенное время. «Одинокий путник», « Разбитая весна 2020», «Наедине с хризантемой»… Названия говорят сами за себя. Все время вынужденного одиночества художник не оставался без собеседника – Мурадова вела длительные, вдумчивые разговоры со своим alter ego. Ее счастливое свойство в жизни – уметь быть собеседником – всецело передалось произведениям, каждое из которых – Собеседник для любого, созерцающего его.

Отрезанность от мира в период пандемии способствовала и завершению крупноформатных текстильных панно, посвященных огню и воде, давно задуманных, начатых, но доведенных до конца только сейчас. Изначально художник замыслил трилогию и начал ее с создания произведения «Священная гора» (2018–2019). Теперь его дополнили «Дар небес. Святая вода» и «Огонь» (оба – 2020). Эти работы можно рассматривать как квинтэссенцию метафизической картины мира художника, который боготворит все, что окружает его в земной жизни, выделяя важнейшие, основополагающие категории – высоту человеческого духа (священная гора), внутреннее горение человека, направленное к небесам, и живительную воду как первооснову жизни.

Выставка работ Натальи Мурадовой в театре Драматического искусства стала одной из последних во время краткой передышки перед началом новой атаки коронавируса, парализующей не только экономику страны, но и ее культурную жизнь. На открытии выставки собралось много людей, почти все были в масках, но кто-то пренебрег правилами безопасности, посчитав несовместимым нахождение в уже надоевших средствах защиты, искажающих человеческий облик, рядом с произведениями высокого искусства. Здесь присутствовали и члены Российской академии художеств, в состав которой входит Н.В. Мурадова, высоко оценившие художественные достижения мастера в своих выступлениях на вернисаже. В завершении выступления вице-президента РАХ А.А. Золотова художнику была торжественно вручена Золотая медаль Российской академии художеств, давно заслуженная награда.

Тем временем художник своими мыслями обратился к следующей странице своей творческой биографии, отбыв на следующий день после триумфального открытия выставки в Тольятти для участия во Всероссийском симпозиуме по гобелену «Геометрия рисунка». Там для участников симпозиума – художников по текстилю на фоне невероятной красоты осени на берегу Волги Наталья Мурадова прочитала три лекции: «Творческий портрет и текстильные вариации. Опыт творческой жизни», «Триеннале художественного текстиля в Лодзи, Польша. 2019» и «Искусство текстиля. Международный опыт». Провела мастер-классы в детской художественной школе им. Марка Шагала для учащихся и преподавателей. И снискала почтительное внимание и благодарность, как со стороны хозяев симпозиума, так и его гостей.

Успех не случается на пустом месте, и главное его условие – помимо таланта – тяжкий труд, повседневный, методичный, в любом настроении и при любых обстоятельствах. Останавливаться нельзя. Но награда для художника, не бросившего свой воз на полдороге, как правило, велика, его ждет признание и любовь. Пример творческого пути Н.В. Мурадовой – пример подобной самоотдачи и, как результат, успех у зрителя. С этой точки зрения, работы мастера, посвященные горе, огню и воде, являются знаковыми. Гора символизирует трудную дорогу к совершенствованию самого художника и его искусства, вода – обновление, очищение от всего наносного, встречающегося на этом пути, а огонь – светоч, освещающий путь. И чтобы создать такие произведения, надо пройти почти полувековой творческий путь, не сбиваясь с него, не отходя на обочину, как это сделала Наталья Мурадова. Поздравляем!


Елена Романова
Советник Отделения искусствознания и художественной критики Российской Академии художеств, академик РАХ

«ЛОСКУТЫ РАЗОРВАННОГО ВРЕМЕНИ И ЖИВОПИСНЫЕ ЗАПЛАТЫ ЧУВСТВ»
В 2021 году вышла новая книга Натальи Мурадовой об искусстве текстиля, о преданности ему, прошедшей через всю жизнь
В апреле 2021 года Наталье Мурадовой было присвоено звание действительного Академика РАХ
«МАТЕРИЯ. ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ» 2023. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Exhibition "Matter. Earth and Heavenly" Russian Academy of Arts. Moscow. 2023
ВЫСТАВКА «МАТЕРИЯ. ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ»
Л. В. Казакова, академик РАХ, главный научный сотрудник НИИ РАХ, доктор искусствоведения
(нажмите, чтобы развернуть)

«Счастье – уметь и мочь, и быть узнанным, приглашённым… Прекрасное чувство востребованности и опоры, правды происходящего». Эти слова из книги Натальи Мурадовой о своей жизни и творчестве. И действительно, состоялось признание, пришла известность, многое свершилось и свершается, как и юбилейная выставка в Российской академии художеств.


Мурадова Наталья Владимировна – народный художник России, академик РАХ, признанный мастер текстиля.


Н. Мурадова родилась 10 октября 1946 года в Лодзи (Польша). В 1971 году окончила Московский текстильный институт. Она начинала свою деятельность в 1960-ые годы, когда перед искусством встали задачи создания эмоционально-образной среды в интерьерах больших общественных сооружений.

В начале 1970-х годов Мурадова обратилась к ручной росписи ткани. В период работы в системе Комбинатов Московского Союза художников ею были созданы десятки театральных занавесей, гобеленов и объемно-пространственных композиций для интерьеров общественных зданий, сотни рисунков для художественного производства. Движение творческой мысли шло от плоскостной росписи к ее пластической трансформации в объемных текстильных панно.


С 1986 года начинается новый по значению и масштабу период, когда совместно с архитекторами и художниками по стеклу Т. Сажиным и Л. Фоминой Мурадова участвует в оформлении пространственной среды таких крупных и общественно значимых сооружений, как Министерство иностранных дел и Государственная Третьяковская галерея, для которой в период её реконструкции она создала гобелены «Три века русской культуры», «Парк. ХVIII век», «Дворянское гнездо. ХIX век», «Окно поэта. ХХ век».

В 1995 году Мурадова принимает участие в грандиозном по значимости и объёму проекте оформления резиденции Президента России в Московском Кремле. Для Зала Совета Безопасности ею создан уникальный гобелен «Герб» в технике классического ткачества с золотой вышивкой, и гобелен «Сияние Москвы» (40кв. м.), который выполнялся на знаменитой исторической мануфактуре в Обюссоне (Франция). Эскизы и картоны хранятся в музее фабрики наряду с рисунками знаменитых художников – А.Ватто, Ф.Буше, Ж. Люрса. За реализацию этого проекта Мурадова была награждена памятной медалью участника строительства Резиденции Президента России в Московском Кремле.


В 1999 году началась работа по художественному оформлению нового здания Верховного Суда России, успешно завершенная в 2007 году. Объем выполненных работ поистине грандиозен. Для разных помещений Мурадова создала ряд крупномасштабных произведений – текстильные панно, гобелены, росписи с применением золотого шитья для оформления сцены актового зала площадью 150 кв. м. Декоративной доминантой пространства библиотеки стали настенные и потолочные росписи. Целую стену украшает уникальный гобелен «Время». Работа автора была по достоинству оценена Президентом России В.В. Путиным при посещении нового здания Верховного Суда 22 июня 2006 года.


Со всей полнотой раскрылся индивидуальный стиль Мурадовой в десятках уникальных произведений, созданных ею за прошедшее двадцатилетие. Выставки последних лет, состоявшиеся на самых разных выставочных площадках – в музеях, галереях, театрах, во всей полноте раскрыли творческие ориентиры, когда реалии пережитого, увиденного переходят на уровень чистой красоты и гармонии. Зритель видит, чувствует и разделяет устремлённость автора к общению на ноте эмоциональной взволнованности.

Пережив разные периоды в поисках и экспериментах в общем стилевом потоке нашего искусства Мурадова явила нам свой индивидуальный стиль как авторский художественный феномен. Это стиль со своими оригинальными идеями и декоративной системой образов, с особым поэтическим и философским мировидением, с фантазийной технической палитрой приёмов – от текстильной материи во всей красоте её живописных и текстурных качеств до использования авторской фотографии. Об этом говорят знаковые работы: «Можно жить и в придуманном мире» (1999), «Книга не умрёт. Роман будет прочитан». (2007), «Карнавал в Венеции», «Ужас и восторг великого города» (2010), «Непрочный памятник мгновенью» (2014), «Храм Вознесения» (2016), «Вариации на тему Боттичелли» (2017). Выставка с названием «Материя. Земная и небесная» ответственна для автора, вопрошаема для зрителя. В масштабных произведениях автора 2019-2022 года «Земля - Священная гора», «Дар небес - Святая Вода», «Небеса», «Воздух» прочитываются размышления автора о гармонии мироздании и составляющих его элементах. «Русский занавес», «Летящие лепестки» вводят в атмосферу красоты и любования, ассоциаций, любимых образов. По сути каждая работа это живописное текстильное полотно, картина, как правило, внушительных размеров (до нескольких метров) со сложной образно - смысловой структурой.


Декоративный дар автора раскрывается в её акварелях, эскизах на картоне, которые являются самоценными художественными произведениями. Неповторимы букеты и ветки сирени, розы и хризантемы – излюбленные мотивы, в изображении которых происходит одушевление природы, её живое присутствие.

В работах Мурадовой представлена вся авторская художественная палитра технических приёмов – классическое ткачество, роспись, вышивка, объёмное шитьё, авторская фотография, печать на холсте, имитация гобелена. Так же разнообразен круг материалов и предметов лоскутки тканей, кружево, стеклярус, фольга, фрагменты ткачества, равно как и реальные предметы как знаки памяти, символы событий. Большую смысловую нагрузку несут тексты – цитаты из любимых поэтов автора, органично включённые в плоть материала.


Любовь к слову, владение им раскрылось в автобиографических книгах Мурадовой «Лепестки» (2016). «Лоскуты разорванного времени и живописные заплаты чувств» (2021), в которых со свойственным автору темпераментом так искромётно, ярко и с исповедальной откровенностью раскрывается цельность «художественности» её натуры в самых разных формах её проявления.


Творчество Мурадовой хорошо известно в культурном пространстве у нас и за рубежом. Заметное присутствие автора в контексте современного художественного процесса проявляется в постоянном участии в отечественных и международных выставках, крупнейших творческих акциях, таких как Российская триеннале современного гобелена в «Царицыно», Международная триеннале текстиля в Лодзи. Её публичные выступления о событиях в современной культурной жизни всегда интересны и актуальны.

Н. Мурадова отмечена премиями и наградами Московского Союза художников, Российской Академии художеств (золотая и серебряная медали). Произведения Мурадовой находятся в ведущих музеях России, в музее «Arts and Design» в Нью-Йорке, в частных коллекциях.


У творческого человека не бывает остановки. Чувство ещё не сделанного, не свершившегося, стремление «довоплотиться в следующем шаге» всегда с ним.


Академик РАХ.
Главный научный сотрудник НИИ РАХ.
Доктор искусствоведения                                       Л.В.Казакова

ВЫСТАВКА «УСЛОВНЫЙ ЗНАК. СТЕЖОК»
С 28 апреля по 11 июня в ЦКТ галерея «Новое пространство» в Самаре прошла персональная выставка Н. Мурадовой.
(нажмите, чтобы развернуть)
Как резкий порыв ветра, нарушивший монотонность хаотичного шума большого города, как источник света в пустоте ночи, среди тумана и теней – раздается, слышится, видится – «УСЛОВНЫЙ ЗНАК» – «я здесь», «я есть»!

Волна жизни, трепет, волнение… ожидание отклика, предчувствие встречи. Скрипнет ли дверь? Откроется ли окно? Состоится ли свидание мечты с действительностью, желания с причиной?..

Вещи и предметы, скоротечное и вечное – во всем вибрирует нетронутая и жгучая тайна.

Художником послан сигнал о собственной тревоге, как нежный привет СВОИМ – ждущим открытия, ищущим, идущим на встречу – посвященным. Всем, кто способен, уловив тихий и загадочный «УСЛОВНЫЙ ЗНАК», проявить любопытство и доверие, живость чувства и деятельную заинтересованность. Таким открываются сокровища деталей, бесконечных подробностей и скрытых посланий. Крошечный стежок бытия, цепляющийся за следующий такой же, но уже другой, связанный с предыдущим, не менее значительным, устремленным вместе со всеми в бесконечную даль… то кружась на месте, то выстраиваясь в неровные линии, которые сминают ткань, образуя замысловатый узор, мельчайшие элементы которого «лепят» на ней новый рельеф, создающий «автобиографическую» поверхность.

Не пропустить. Найти пароли, взломать содержание.

Магия. Власть. Отпечатки. Отсветы. Цвет. Свет. Форма.

Труды плетения, крашения и ткачества протянуты во времени, которое совершенно естественно и бессознательно как бы «зашивается» в ткань, день за днем, день за днем, сохраняя и передавая его пульсацию… и нервность рук, и все движения терпеливой души.

Иногда, глядя на какой-нибудь невзрачный, на первый взгляд, истрепанный столетиями кусочек старинной материи, тебя пронзает, как мгновенный росчерк молнии, мистический контакт и понимание – до дрожи… Протянутая мастером нить захватывает, притягивает… Завязывается узелок. Слышится его голос. Видится сгорбленная над работой фигура, созидающая, оставляющая нам в наследство не просто предмет материальной культуры, а настоящую, неподдельную любовь… к делу, к жизни, к усердию и красоте.

Мурадова Н.В.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website