Гобелены Мурадовой неизменно появляются на выставках, поэтому может показаться, что ее творчество на виду. Красивые, богатые по цвету и фактуре панно всегда задают даже большим выставкам высокий уровень мастерства, профессиональной культуры.
Но даже и эта представительная выставка в залах РАХ («Свет и цвет. Текстильные истории и образы в стекле» 27.11 -16.12.2012 года) не дает полного представления о творчестве автора. За пределами экспозиции остаются гобелены, созданные для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи, Резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле, Верховного суда РФ на Поварской.
Ее работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, музее знаменитой французской фабрики гобеленов в Обюсоне, «Нихон Вог» в Японии. Большая программная работа «В остатках сна рождалась явь» включена в постоянную экспозицию музея «Arts and Design» в Нью-Йорке.
И тем не менее благодаря ей открылся художник такой индивидуальной эстетики и, что особенно привлекает, этики творчества, таких художнических устремлений, далеких от стратегий мейнстрима и в то же время таких насущных для искусства, что выдвигает ее в число творцов, которые программируют художественную практику, предвидят новые запросы общества.
Для тех кто любит живопись, автор дает радость встречи с тончайшими градациями цвета, любители рукодельного петчворка оценят сложность текстильных инкрустаций, знатоков графики привлечет изысканность рисунка, театральный зритель, возможно, узнает руку, создавшую 17 театральных занавесей.
Сложная поверхность панно-это уплотненная структура из многих составляющих, она подобна поэтической речи, которая из общеупотребительных слов творит образную концепцию. Фрагменты живописи, реальные предметы, буквенная графика, вышивка, гобеленовое ткачество, стеклярус, кружева впаяны в поверхность панно так тесно, что переход от одного материала к другому обнаруживается только как ритмика строф. То есть сложная фактура панно — продукт не только художнического творчества, но и ремесленного упорного труда с необходимостью преобразовывать, преодолевать вещество материала, с радостями делания, неожиданными импровизациями, тактильным произволом руки.
И этот процесс увлекает Мурадову не менее, чем поиск идеи образа, композиционных решений. Ремесленная рукодельная работа также входит смыслообразующим компонентом в произведение благодаря высочайшему мастерству.
АДА САФАРОВА
Статья из журнала «Декоративное искусство» зима 2012-2013 года